История русского танкерного флота на Волге

История русского танкерного флота на Волге
04.10.2012

С 70-х годов XIX столетия нефть перевозилась по Каспийскому морю из Баку, крупного нефтедобывающего района России, в Астрахань в бочках на парусных шхунах. Деревянные бочки быстро приходили в негодность, разбивались при транспортировке, были случаи гибели судов из-за смещения груза и потери остойчивости. Вскоре появились суда, оснащенные ящиками для налива нефти.

Стенки ящиков и борта имели воздушный промежуток, предохранявший судно от потопления в случае повреждения наружной обшивки. Идею перевозить нефтепродукты не в бочках, а в специально оборудованных трюмах судов методом налива приписывают великому русскому ученому Дмитрию Менделееву. Этот метод перевозки получил название "русский способ". Через несколько лет, когда идея была реализована братьями Артемьевыми и полностью себя оправдала, способ, предложенный ученым, стал применяться повсеместно. Перевозки нефти и нефтепродуктов наливом впервые в мировой судоходной практике были осуществлены именно на Волге и Каспии.

Перевозка нефти по Каспийскому морю до Волжского перевала (Астраханский рейд) осуществлялась на шхунах с особыми резервуарами (парусными судами), а от Волжского перевала до Нижнего Новгорода — в баржах, буксируемых пароходами. В 1874 году баржа судовладельцев Артемьевых впервые доставила нефть по Волге из Астрахани в Нижний Новгород.

Транспортировка наливом удешевила перевозку нефти в 3 раза по сравнению с отправлением ее в бочках, и такой способ морской перевозки стал применяться русской нефтепромышленной фирмой «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». По заказу фирмы в Швеции в 1877 — 1878 годах был построен первый в мире пароход-танкер «Зороастр», специально предназначенный для перевозки нефти наливом.

Для транспортировки грузов по реке Волге товарищество "Братья Нобель" построило сначала деревянные нефтеналивные баржи с круглыми металлическими цистернами емкостью около 500 тонн, затем железные баржи емкостью 560 тонн.

На Волге появляются суда, предназначенные для перевозки различных видов нефтепродуктов: нефтянки, керосинки, и специальные суда для налива нефтегрузов: нефтекачки (паровые перекачечные машинки), поповки, служащие для перекачивания нефти и керосина с одного судна в другое или из наливных судов в береговые хранилища.

В 80 — 90 годы нефть стала основным топливом в промышленности и применялась на пароходах в том числе. Судоходные компании переделывали топки своих пароходов под нефть. Жидкое топливо оказалось дешевле и экономичнее дров. Значительно сократились стоянки для забора топлива, высвободились большие площади, занимаемые дровами, а это в свою очередь привело к увеличению грузоподъемности судов.

Железная дорога не справлялась с огромным потоком нефти. В 1897— 1907 годах был построен керосинопровод Баку – Батуми, с каждым годом рос объем нефтеперевозок по морю и реке.

В 1887 — 1888 годах построены первые паровые речные танкеры грузоподъемностью 800 тонн, грузоподъемность же некоторых нефтеналивных барж к этому времени доходила до 3000 тонн.

Эволюция несамоходных судов шла по пути увеличения объема: появляются баржи грузоподъемностью 3400 тонн (1905 год), затем баржа "Марфа Посадница", вмещавшая более 9000 тонн нефтепродуктов (1907 год).

Танкеры по-прежнему небольшие: в 1894 году в Перми построен первый русский танкер «Арцив Васпуракани» (водоизмещение - 1200 тонн, скорость -10,5 узла). Следующий пароход для наливных грузов был построен в Сормове — «Николай» (водоизмещение - 1240 тонн, скорость - 6 узлов), затем был спущен на воду в Воткинске «Президент Крюгер» (водоизмещение - 2100 тонн, скорость - 9,2 узла) и сормовский «Алейдар Усейнов» (водоизмещение - 2070 тонн, скорость - 11 узлов).

Небольшие размеры наливных пароходов объяснялись прежде всего узкими и мелистыми фарватерами устья Волги, да и шлюзы Мариинской системы позволяли проводить суда только ограниченного водоизмещения.

В 1903 году братьями Нобель на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде были построены первые в мире речные теплоходы — танкеры «Вандал», «Сармат» и «Скиф». Эти суда предназначались для перевозки нефтегрузов из Рыбинска в Санкт-Петербург, размеры корпуса были приняты с учетом ограничений Мариинской системы.

В советское время, после 1918 года, в танкеры перестраивались легкие крейсеры. При перестройке с судов не снимали броню, что позволяло им работать во льдах.

Во время Великой Отечественной войны (1941 — 1945 годы), несмотря на военные действия на Волге, речная транспортировка нефти, в которой нуждались города, заводы и военная техника, не прекращалась.

В 1967 году началось строительство большой серии танкеров типа «Волгонефть» дедвейтом 4800 тонн (только на Волгоградском судостроительном заводе было построено 140 танкеров этого типа).

Нефтеперевозки по Волге связаны с именами братьев Артемьевых, братьев Нобель, судовладельца Сироткина, акционерными обществами «Мазут», «Океан», в советское время — с судоходной компанией «Волготанкер».

С 1994 года на Волге начинается новый этап истории танкерного флота — акционирование судоходных компаний по всей стране приводит к образованию новых акционерных обществ, занимающихся перевозкой нефти и нефтепродуктов по внутренним водным путям.